В современных экономических условиях объектом рыночных отношений все чаще становятся не материальные блага, а различные технологии, информация и базы данных. И поэтому возрастает роль знаний в деятельности современных компаний. Так как знания становятся ключевым ресурсом развития организации, то им нужно качественно управлять для достижения высокой эффективности его использования. С этой целью в организациях формируется система управления знаниями и инновациями (СУЗИ).
Вопрос внедрения СУЗИ на предприятии все больше волнует и наших клиентов, среди которых множество крупных компаний. Поэтому решено было организовать и провести вебинар, на котором бы эксперты поделились собственным опытом формирования системы управления знаниями на предприятии, рассказали о нюансах, сложностях ее внедрения и положительном эффекте.
В качестве экспертов были приглашены:
Безяев Павел, руководитель направления по управлению знаниями ПАО «Газпром нефть»;
Чудин Андрей, генеральный директор IT-компании «Spellabs»;
Муравьев Юрий, руководитель IT-подразделения ГК «Деловые информационные системы».
Компания ПАО «Газпром нефть» несколько лет назад озадачилась вопросом разработки собственной концепции системы управления знаниями и инновациями. Для того, чтобы реализоввать поставленную задачу, была проделана большая работа, а именно:
1. Изучен передовой опыт и подходы в сфере управления знаниями.
- «Методология создания и управления системой знаниевых активов компании», автор Рон Янг (ведущий мировой эксперт в области управления знаниями);
- Консультации экспертов: Microsoft, Molten, Novus Integrity, FORMATTA, «Лаборатория мультимедиа»;
- Анализ практик управления знаниями BP Global, SHELL, Schlumberger, ПАО «Татнефть», Росатом, ПАО «НК «Роснефть» и т.д.
2. Изучены потребности и наработки Компании:
- Анализ IT-инфраструктуры;
- Анализ инициатив в сфере управления знаниями;
- Формирование подборки общекорпоративной рабочей группы по управлению знаниями для проработки и реализации концепции.
По словам Павла Безяева, на основании проведенного исследования, была построена собственная концепция СУЗИ. Он подробно рассказал об архитектуре данной системы, о том как происходит собственно управление знаниями и какие ресурсы требуется для его запуска
Что касается экономических показателей эффективности внедрения СУЗИ, то, по мнению самого Безяева П. и других экспертов, их очень сложно рассчитать на начальном этапе. Но через некоторое время, когда система накопит уже некоторое количество полезной информации, успешных кейсов - хорошие показатели не заставят себя ждать. К примеру, это может быть сокращение сроков реализации какого-либо проекта благодаря обмену опытом в СУЗИ. Несколько таких успешных примеров и расходы на разработку и внедрение окупаются.
Выступление Андрея Чудина было посвящено собственному портальному решению для построения корпоративной системы управления знаниями крупной компании, опыте его внедрения. Много времени было уделено функциональным характеристиками такой базы знаний, что было безусловно полезно услышать участникам вебинара.
Завершал наш вебинар руководитель IT-подразделения ГК «Деловые информационные системы» Юрий Муравьев с презентацией на тему «Система управления нормативно-технической документацией на платформе «Техэксперт» (СУ НТД) как неотъемлемая часть СУЗИ».
Докладчик еще раз подчеркнул необходимость внедрения СУЗИ на предприятии, основанную на требованиях новой версии стандарта ISO 9001:2015, и объяснил почему СУ НТД так важно включить в этот процесс. Внедрение СУНТД помогает сформировать единый корпоративный актуализируемый фонд, включающий документы федерального уровня, корпоративные стандарты организации, международные и зарубежные стандарты.
Данное решение берет на себя функцию актуализации внутренних документов организации в связи с изменениями требований нормативно-технических документов федерального уровня, проверки на этапе разработки проектов документов на соответствие требованиям федерального уровня и отсутствия дублирования.
По окончанию вебинара мы получили много хороших отзывов и положительных оценок о проведенной работе, что позволяет нам и дальше планировать проведение подобных мероприятий в будущем.